AROS: Последний билет в Чудесную Страну Amiga

Автор Dmitar Butrovski - Posted on 2006-09-13 16:04:21 UTC at http://osnews.com/story.php?news_id=15819
Перевод: Сергей Минеичев aka KeenEars, http://www.aros.org/ru

Примечание - все высказанные в статье мысли (и способ их выражения) являются личным мнением автора статьи. Остальное же помечено как примечание переводчика (п.п.) и выделено отдельно.

На дворе стоял 1997 год, и в эти темнейшие для Амиги времена несколько храбрецов решились на практически невыполнимое дело. Начинать с чистого листа всегда непросто, но полное переписание интерфейса разработки приложений AmigaOS (API) в рамках открытого исходного кода было единственным выходом для сообщества Amiga, стремящегося получить судьбу своей драгоценной платформы обратно в свои руки. Так родился проект Amiga Research Operating System (Исследовательская АмигаОС). Теперь, благодаря медлительному, но неумолимому развитию, её образ стал более-менее законченным. Помимо того, что её возможности можно счесть вполне полноценными даже сравнивая их тет-а-тет с аналогичными в AmigaOS 3.x, многое превзошло оригинал.

Введение

Что действительно выделяет AROS среди прочих известных последователей AmigaOS с момента падения Commodore (а именно, MorphOS и пре-релиза AmigaOS 4.0), так это отсутствие привязки к конкретной платформе. AROS способна работать на любой x86-совместимой машине (самом распространённом на земле железе) и требования её невысоки. Её нативная версия установлена на моём стареньком Pentium 200MHz, и с радостью замечу - летает (и на моём P100 тоже вполне, и не только нативная - п.п.). В настоящее время AROS может работать непосредственно ("нативно") на x86-машинах, а также может быть запущена на базе других ОС, таких как Windows и Linux. Для приверженцев "классики жанра" разрабатывается и порт на PPC-платформу, а также земля полнится слухами о порте для ARM-архитектуры наладонников и встроенных устройств (на самом деле, пока предусмотрено вознаграждение для героя, сделающего это - п.п.).

Встречайте Киску!

Установленная "нативно" AROS, подобно множеству ОС, загружается при помощи GRand Unified Bootloader (GRUB). Такая система загружается за считанные секунды (даже на такой рухляди, как моя) (а hosted ещё быстрее - п.п.). Если вы когда-либо пользовались AmigaOS 3.x, вы будете чувствовать себя почти как дома. Тут знакомая обстановка - иконки знаменитого RAM-диска, системного жёсткого диска и CD-ROM (если таковой вставлен) размещаются в верхнем левом углу рабочего стола "Workbench". На самом деле, Workbench в AROS носит более загадочное название Wanderer (Скиталец - видимо, согласно любимому занятию чёрных кошечек - п.п.). Контекстное меню в верхней части экрана так же даёт представление о доступной памяти. Графический интерфейс пользователя (GUI) AROS построен на Zune. Zune - это объектно-ориентированный инструментарий разработки GUI, который, по сути, является подобием хорошо известного продукта AmigaOS - Magic User Interface (MUI). Разработчики стремились создать "мультяшно-комиксный" вид и заметные трёхмерные иконки, вполне профессионально созданные, отлично вписываются в тему Амиги, принятую здесь за стандарт.
Пользователи, привыкшие к Microsoft Windows, заметят, что окошки в Zune ведут себя иначе, нежели Explorer и другие их собратья в Windows. Здесь не возникает мешанины выпадающих меню в верхней части окон приложений. Вместо этого, достаточно сделать правый щелчок мышью в пределах активного окна, и меню, связанное с этим приложением, возникнет рядом с указателем, или же как обычно - в контекстном меню Wanderer. Похожим образом ведёт себя и десктоп Wanderer (также являясь, в свою очередь, окном приложения), выдавая меню в верхней контекстной полоске по правому щелчку в пределах десктопа. В этом меню находится ряд установок для GUI, объекты и действия, такие как запуск командной строки AROS (shell), сохранение положения иконок (Snapshot), запуск программ или команд, выход из Wanderer. Всё очень просто.

Символом AROS является сексапильная кошечка (автором этой картинки является небезызвестный E.W.Schwartz - п.п.), а увидеть её можно в окне "Про AROS", открывающимся из соответствующего пункта меню Wanderer. Также в этом окне можно найти дату сборки текущей инсталляции, информацию об AROS Public License, имена авторов и прочих участников проекта.

Знай своё окошко

Перед более глубоким погружением остановимся на некоторых основных принципах GUI. Двойной щелчок на иконке с именем System откроет список содержимого системного диска (с именем System) в иконочном виде. Папки (по традиции, в AROS они называются drawers - ящики/директории/каталоги) легко различимы, благодаря составным иконкам, на фоне которых изображение жёлтой папки, а на переднем плане обычно иконка, отображающая содержимое каталога. Это позволяет назначать каталогам свои уникальные иконки. Одинарный щелчок на любой из них выделяет её, помечая. Правый щелчок мыши при выбранной иконке каталога или файла выдаёт дополнительные файловые опции в контекстном меню. Например, выберите иконку, затем - пункт "Информация" в выпадающем меню, и вы сможете увидеть дополнительную информацию: имя файла, тип, размер, дату последней модификации, флаги доступа (их можно изменять), и так далее. Похожим образом можно переименовывать или удалять выбранные каталоги/файлы, или просто открывать их (в качестве эквивалента двойного щелчка) (однако, Wanderer пока не умеет удалять - п.п.). Можно также отметить, что содержание каждого нового каталога открывается в новом окне.

Некоторые из описанных команд можно выполнить используя сочетания клавиш, указанных напротив названий команд в контекстном меню. Например, выбранный каталог можно открыть при помощи нажатия клавиш Amiga и O. Что такое Amiga-клавиша? Ну да, это та самая клавиша с логотипом "Окошек" на вашей PC-клавиатуре, но мы то знаем, кто первый до этого додумался. Раздел меню "Window" имеет несколько вложенных пунктов, которые тоже могут пригодиться - таких, как создание нового каталога, различные виды сортировки, переключение между способом отображения (иконки или список), открытие каталога выше уровнем, обновление содержимого окна, и тому подобное.

Теперь давайте пройдёмся по управлению окнами. Заголовок окна находится вверху и показывает полный путь, например так: System:Demos/Zune. Крайний справа уголок окна содержит кнопку, позволяющую перемещать окно на передний или задний план. Чуть левее него находится другой элемент, переключающий окно между нормальным и уменьшенным размером (наподобие почтовой марки). Также имеются горизонтальные/вертикальные слайдеры (ползунки) и управление ими. В нижнем правом углу располагается элемент, потянув за который можно изменить размер окна. Ну и наконец, щелчок на элементе в верхнем левом углу окна закрывает его.

Хотя всё сказанное и даёт новичкам основы работы с Zune GUI, но всё же не претендует на настоящее руководство. Теперь давайте исследуем папку AROS System и другие вещи, включенные в сборку.

Распакуем подарки

Поначалу внимание пользователя наверняка привлечёт каталог настроек (Prefs). Тут находятся инструменты, позволяющие настроить внешний вид Wanderer и интерфейса программ Zune, выбрать язык (да, имеется интернациональная поддержка, и русского языка в том же числе), временной зоны, а также более "железных" настроек, таких как разрешение экрана и глубина цвета, настройки устройств ввода/вывода. Многочисленные настройки предоставляют пользователю большие возможности в определении внешнего вида и поведения AROS, нежели можно было ожидать от хобби-ОС.
Другой интересный каталог - Tools. Прежде всего, в нём находится несколько приятных мелочей, облегчающих вашу жизнь, в подкаталоге Commodities. Также там располагается иконка вполне полноценного текстового редактора, но не дайте его незамысловатому окошку обмануть вас - вспомните о контекстном меню. Разумеется, не забыт и простенький калькулятор, а также инструмент для снятия снимков экрана (Screen Grabber), имеющий несколько настроек, скрасящих вашу фотоохоту. Применительно же к "железу", имеется инструмент PCI Tool, показывающий информацию об установленных платах - некий аналог Device Manager из Microsoft Windows.

Я бы также хотел отметить ещё один "прибамбас", зовущийся Программой управления окнами (Window Manipulation Program, WiMP), так как не встречал похожего среди всех основных ОС. Вкратце, WiMP даёт вам сведения обо всех открытых окнах и экранах и позволяет всячески манипулировать ими централизованно, не переходя к каждому из них по отдельности. К приятным особенностям этой программы можно отнести возможность прятать окна (не путайте с сворачиванием, минимизацией окон). В этом случае, без помощи WiMP и не скажешь, что окно вообще было (какое милое средство отладки - п.п. =) ). Остальной инструментарий в Tools включает утилиту HDToolBox, управляющую устройствами хранения данных, и среди прочего, позволяющую создавать и форматировать разделы жёстких дисков. Также имеется InstallAROS, устанавливающий систему на созданные разделы. Однако, в настоящее время, сложно порекомендовать эти два инструмента, поскольку именно они имеют изрядное количество ошибок. На исправление процесса установки и нацелена работа над AROS Installer Mark 2, за что назначено изрядное вознаграждение.

Каталог Utility содержит простенькие круглые часы и несколько программ: More и MultiView - для просмотра текстовых файлов и файлов других типов данных. Также здесь располагается многострадальный Installer, исполняющий установочные скрипты.

Таким образом, я рассмотрел большинство (но не все) возможности самой системы, за исключением нескольких системных каталогов.
Однако, самое интересное я, разумеется, припас напоследок. Если хочется быть в курсе последних возможностей AROS, то вам следует обратить внимание на каталог Extras. В нём находится сущая кладезь программ. Пожалуй, я всё же преувеличиваю, разумеется, это не всё, а лишь то, что было внесено и обработано в репозитории Subversion (SVN) AROS. Пока я буду повествовать об отдельных приметных приложениях и средствах разработки в этой статье, взгляните на одно из более чем 15-ти демо, показывающих графические возможности AROS, в System:Extras/Demos. Все они занятные, но моими персональными любимцами стали Firework, Metaballs, NewVox и Tunnel. (Galaxy или Flamme, + Kitty - п.п.). Также имеется несколько вполне играбельных игр, обязательно взгляните на Bomber и Ibrekout2. CXHextris - клон Тетриса с шестиугольными элементами. Если же ваш глаз ублажают старые добрые векторные игры, в самый раз придётся XInvaders3D. Ну, конечно, не обошлось и без портов оболочек для Doom и Quake (они могут работать не вполне хорошо в hosted-версии).

Несколько других интересных игр, кроме каталога Games, лежат в System:Extras/aminet. Например, пасьянс по имени Soliton, который выглядит куда более законченным, нежели его собратья Solitaire и FreeCell, заполонившие Microsoft Windows. Также там есть известные шахматы AmiChess, очередное воплощение древней игры в виде противостояния вашего ума и компьютера. Эти игры расположены отдельно в каталоге Aminet, поскольку их исходники были взяты из архива Aminet. Помимо этого, в этом каталоге есть куча других программ и игр, на которые, честно говоря, я не успел хорошенько взглянуть. Стоящими внимания в смысле реальной пользы стоит счесть несколько программ для обработки сжатых и архивированных файлов, терминал и нечто, похожее на медиаплеер (интересно, что это было - п.п.).

Наконец, для тех, кого интересует также и программирование, могут оказаться полезными примеры (имеющие исходники) в каталогах Demos и Tests. Также есть и несколько программ тестирования производительности системы. Как знать, быть может когда-нибудь я устрою сравнительное испытание AROS с другими системами?

Творим пользу

Прежде при разработке AROS основное внимание уделялось самой ОС. Теперь (примерно за последний год), когда AROS достигла стадии некоторой самостоятельности, реализовав многие из возможностей оригинальной ОС, настало время портирования сторонних и написания "родных" приложений. "Критическая масса" полезности и некоторые инструменты разработки были достигнуты, и многие энтузиасты, державшие нос по ветру, устремились к прибывающему составу разработчиков AROS. Перечислим некоторые плоды их усилий, которые можно счесть вполне профессиональными: и другие.
Текстовый процессор, "настоящий" MP3-плеер AROSAmp и несколько других интересных приложений уже находятся в разработке.

Также имеются прецеденты написания коммерческих приложений для AROS, созданные Airsoft Softwair с их портом Hollywood 2 - среды для создания мультимедийных приложений и игр, помимо других Amiga-подобных систем доступных и для AROS. Другой небольшой разработчик программ, The Blue Suns, выпустил Frying Pan, программу мастеринга/записи CD/DVD, идущую и на AROS.

Ну, а как насчёт "классических" приложений, хотели спросить вы? Нет проблем, благодаря порту E-UAE вы получаете доступ к солидной библиотеке "классики" игр и прочих приложений. Также имеется порт SCUMM (Script Creation Utility for Maniac Mansion), виртуальной машины для запуска классических приключенческих игр, таких, как Monkey Island, Simon the Sorcerer и Beneath a Steel Sky. К тому же, имеется свежий порт VICE, эмулятора 8-битных компьютеров Commodore, позволяющего Вам насладиться всеми играми "обратной стороны" семейства Commodore (или следовало сказать - "бедных родственников" Amiga?).
Репозиторий свободно доступного ПО для AROS можно найти на сайте AROS Archives, правда, он содержит далеко не все доступные сейчас программы. Предполагается, что AROS Archives станет основной базой для всех приложений AROS. Также неплохая коллекция написанных для AROS программ находится на сайте Aminet, старейшем хранилище "софта" в Internet.

Обратная сторона, или что такое плохо

Ладно, а где же в AROS заветная ложка дёгтя?

Если возникнет надобность установки AROS-native на PC с несколькими ОС, то придётся попотеть. В настоящее время инсталлятор AROS не способен нормально работать по соседству с "чужими" разделами, так что понадобится набор подходящих "напильников" и определенное количество везения для того, чтобы приютить AROS в такой среде. Разумеется, это возможно, но нажатием на кнопку дело явно не ограничится. Этот недостаток будет исправлен в Installer Mark 2, работа над которым ещё не начата, но намечена как одна из важнейших задач. Между тем, вы можете найти инструкции по такой установке в составе AROS Workshop на сайте Reziztanzia.

Кому браузер? Нет пока нормального браузера для AROS. Современный браузер - крайне нужная вещь, его отсутствие крайне ограничивает пригодность к использованию ОС в глазах рядового пользователя, нацелившегося на свои задачи. Возможен порт AWeb, однако, признаемся себе, что нам нужно нечто более современное в технологическом отношении, с поддержкой каскадируемых таблиц стилей (CSS), Java и различных сторонних плагинов, таких, как Flash Player. Некоторые надежды подаёт не связанный с AROS проект под названием AmiZilla, помимо прочих амижных платформ, обещающий порт и на AROS. Также были разговоры о порте Dillo, крайне компактного, но довольно способного браузера, прошедшего уже несколько лет постоянной разработки. В обозримом будущем это одни из самых вероятных приобретений, впрочем, это верно и для остальных Амига-платформ. А пока вы можете использовать различные варианты браузеров для "классической" AmigaOS 3.x в "исполнении" UAE.

Другая старая проблема - документация, равно техническая и пользовательская. И не то, что бы она была скудна, скорее проблема заключается в том, что она рассыпана повсюду: на официальном сайте AROS, в энциклопедии Wiki, кое-что весьма полезное можно найти на личных страничках пользователей - этот список необъятен. Как следствие, некоторая её часть может оказаться устаревшей или же просто незаконченной. У новичка, и особенно у нового разработчика, процесс поиска нужной информации может потребовать значительных усилий. К счастью, сообщество AROS дружелюбно и терпеливо к новичкам. Мне самому часто помогали знающие люди. Так или иначе, было бы крайне полезно иметь всю документацию доступной в одном месте, где её было бы легко найти и проще дополнять (В настоящее время я стараюсь решать эту проблему, дополняя официальную документацию - п.п.).

В своём текущем состоянии Wanderer и Zune не поддерживают операции по перетаскиванию (drag-and-drop) GUI-объектов. Хотя это и не манна небесная, но определенно замечательная "фича" современных ОС, впрочем, реализация этих возможностей тоже входит в планы TeamAros.

Приготовьтесь!

Ну так что, закатаем рукава? Добро пожаловать в AROS!

Существует несколько способов получить, или даже собрать свою сборку AROS. Если вам хочется всего лишь её опробовать, видимо, простейшим путём сделать это будет скачать ISO-образ AROS-Max (учтите, что он пока не первой свежести - п.п.) и прожечь на CD, или же запустить этот образ в виртуальной машине QEMU прямо на вашей базовой ОС. Самая новая версия AROS-Max в момент написания этой статьи имеет номер 0.4.8. (внимательнее, не скачайте старую версию 0.2.0). Таковы странные причуды нашего (в чём-то тайного) сообщества. Также вы можете скачать торрент AROS-Max 0.4.8 или по прямой ссылке, взятой с официального сайта. Работа над следующей версией 0.5 почти начата, но, как обычно, дата выхода не назначена.

Подготовив CD с AROS-Max, можно, помимо загрузки непосредственно с CD, установить AROS на ваш жёсткий диск. Вспомните, однако, мои замечания относительно установки AROS параллельно другим системам. Это лишь даёт вам неплохую возможность пристроить старую машинку, завалявшуюся в чулане, что я и сделал (но учтите, мышка у ней должна быть ps/2 - п.п.). Разбитые по шагам указания как произвести установку "нативной" системы с диска AROS-Max, включая необходимые шаги по созданию и форматированию разделов на диске в FFS (Fast File System) с интернациональной поддержкой, можно найти на сайте Mark Carter (страница, скорее всего, временно недоступна, однако, теперь официальная документация содержит такой раздел и обязательно будет переведена - http://www.aros.org/ru/documentation/users/installation.php - п.п.).

AROS можно запустить "под началом" другой ОС, например в Linux, Windows or FreeBSD. "Снимки" (стабильную версию) таковой системы можно скачать на официальном сайте в разделе Download. Стабильные версии выпускаются не слишком часто, и если душа просит чего-то большего и свежего, можно скачать на той же странице ночную сборку (делается каждую ночь из исходников в репозитории Subversion, как правило, они работают совершенно нормально (и, что приятно, уже русифицированы - п.п.).

Другой вариант, особенно если вы действительно хотите заняться разработкой своих программ для AROS или внедрением различных доработок самой системы, это - скачать исходники AROS, дополнительных программ, инструментария разработки и документации и собрать свою систему. Здесь также доступен выбор между стабильностью и возможностью "нюхнуть пороху" ночных сборок (на деле, ночные сборки намного полезнее - п.п.). Лично я предпочитаю ночные сборки. К текущему моменту я уже дважды собирал свою систему под Fedora Core 3 (да, я несколько отстал от жизни) и не столкнулся с какими-либо трудностями. В процессе сборки можно не забыть про себя и выпить чашечку любимого напитка, поскольку он может отнять несколько часов времени (как и было на моём 2МГц Centrino лаптопе). Когда сборка будет готова, останется только задать несколько системных переменных. Основную информацию по сборке можно найти на официальном сайте AROS в статье Compil ing AROS.

Наконец, если вы столкнулись с проблемами, на самом посещаемом форуме AROS в сети, AROS-Exec всегда найдётся добрая душа, готовая помочь вам (имеется и русская ветка - п.п.).

Я тоже так хочу!

Если вас, как и меня, заинтересовала разработка AROS или программ для неё, тогда, на мой взгляд, вам стоит взглянуть на полнейший пакет разработки AROS - AmiDevCpp. Это интегрированная среда кросс-платформенной разработки для Microsoft Windows, позволяющая вам с легкостью разрабатывать приложения на C/C++ для ряда Амига-подобных платформ. Список таких систем включает AmigaOS (m68k), AmigaOS4 (PPC), MorphOS (PPC) и, разумеется, AROS (x86).

Если это вам подходит, просто скачайте Monster Pack версии 0.9.5 и конфигурационные файлы с их страницы загрузки. У вас также есть выбор между установкой среды разработки только под AROS или многоплатформенную среду. Лично я пришёл к такой многоплатформенной среде и, если место на диске для вас не проблема, крайне рекомендую вам этот прекрасный бесплатный пакет разработки.
Также можно вести разработку программ при помощи среды AROS-hosted на Linux. С точки зрения начинающего разработчика это может представлять проблему, как и было в моём случае. Случилось это не из-за каких-либо проблем с набором разработки AROS для Linux, а лишь из-за моей же неопытности в процессе сборки в общем и отдельных специфических особенностей системы сборки AROS. На деле же эта система должна снабдить опытного разработчика гораздо более легкой и привычной в управлении средой. Но когда я при пересборке части своей hosted-инсталляции случайно потерял работу нескольких дней над основанным на LUA приложением, я решил переключиться на AmiDevCpp. Да, я так устроен, мне нравится когда сборка производится по нажатию одной кнопки, и ничего со мной не поделаешь. Так что, если вы не имеете опыта в программировании, то я рекомендую использовать AmiDevCpp, так как он будет намного проще для вас.

Вы также сможете писать программы, даже если C/C++ вам не слишком даётся. Хотя язык C и имеет наилучшую поддержку в AROS, но также есть выбор среди более простых скриптовых языков. Перечислим некоторые из них:

AmiLua - порт языка общего назначения Lua. Содержит библиотеку под названием Siamiga, связанную с интерпретатором Lua. Эта библиотека поддерживает основные функции Zune - окошки, кнопки, меню и другую графику. Весь же пакет в целом позволяет вам написать практически любую программу с профессионально выглядящим пользовательским интерфейсом. Если требуется что-то быстро разработать или сделать прототип, AmiLua станет отличным выбором. Самое приятное то, что порт поддерживается и обновляется вместе с официальной версией Lua.

Трудно, говоря о Amiga, не упомянуть и о порте Rex - ARexx, который был с Amiga с незапамятных времен. Есть он и для AROS.

PyAROS - порт языка Python. Пусть вас не смущают номера релизов - PyAROS 0.1 является портом Python 2.2. Однако, с момента первого выпуска прошло много времени, и есть подозрения, что порт более не поддерживается.

sdlBasic - очередной порт BASIC, навеянный AMOS. Если же вам нужно нечто ещё более простое, есть также интерпретатор Bywater BASIC.
Также есть и другие инструменты, интересные разработчику, например, мультимедийная библиотека Simple DirectMedia Layer (SDL), разрабатываемый порт реализации графической библиотеки, совместимой с OpenGL MesaGL/3D, и это лишь немногие из них. Если вам захотелось найти что-то ещё, лучше всего поискать на форумах AROS-Exec.

И в заключение к перечисленным возможностям для будущих разработчиков AROS, мне осталось лишь заметить, что для участия в проекте быть программистом совершенно необязательно (а иногда даже вредно =) - п.п.). Например, если вы хорошо владеете печатным словом и даром донести его до неискушенного читателя, то вы можете стать великим творцом документации. Официальная документация AROS хранится в переносимом текстовом формате reStructuredText (ReST), который крайне прост для изучения. К примеру, я использую ReST для написания помощи к редактору Lunapaint (но учтите - я не его автор), хотя работа ещё не завершена. Для этого я использую Docutils (русскоязычные читатели - написанное здесь важно и для вас. Вам не кажется, что одного переводчика как-то маловато? - п.п.).

Заглянем в будущее?

AROS имеет радужные перспективы. Это последняя реальная надежда Amiga-сообщества. Порядка 10 лет разработки, несмотря на лавину критики и непонимания, этот открытый проект служит живой демонстрацией крепости духа и воли сообщества AROS/Amiga.

Касательно будущего релиза AROS 1.0, вопрос не в том, будет ли он, а как долго осталось ждать. В настоящее время нет чётко изложенного маршрута этого пути (однако же - общие требования к 1.0 изложены на оф.сайте - п.п.). Без каких-либо требований, разработчики вкладывают множество своего труда в сотрудничестве со своими коллегами, и за кулисами кипит работа. AROS повзрослела, и, возможно, пришло время задуматься об организации всей этой работы. Видимо, лучше всего столь медленное развитие характеризуется девизом AROS: "No schedule 'n' rocking" ("Нет плана, и всё з...замечательно". Вообще же, некоторая координация имеет место быть - п.п.).

Однако всё же не прекращаются попытки залатать различные "дыры" в AROS, и эта работа координируется Team AROS - основной группой поддержки. Эта группа служит катализатором развития AROS, в основном, накапливая средства с взносов для привлечения внимания к разработке. Кто угодно может стать спонсором отдельного проекта ("bounty"), фокусирующегося на отдельной функции, разработку которой хотелось бы ускорить. Список bounties размещён на сайте Team AROS. В настоящее время, самыми популярными из них являются AROS Installer Mark 2 и более плотная интеграция AROS и UAE. "Дары" можно вносить через систему PayPal, а общий банк всего собранного к моменту написания статьи достиг $4,000 (USD).

С использованием этой системы было сделано много важных дел в прошлом, таких как реализация стека TCP/IP, разработка драйверов различных видеокарт, а также продолжающаяся разработка поддержки USB и порта AROS на архитектуру 64-bit x86.

Существует ещё один способ поддержки разработки AROS - через систему ежемесячных взносов по подписке (в которой я также участвую). В лучших традициях демократии, в конце каждого месяца каждый из спонсоров имеет право голоса по вопросу, на какой из открытых проектов следует направить накопленные ежемесячные взносы. Эта система обеспечивает постоянный поток средств, направленных на поддержку разработки, независимо от личных взносов участников. В текущее время, спонсоры имеют выбор суммы взноса между $5 или $10 (USD), снимаемых автоматически с аккаунта PayPal. Сама система проектов и взносов, управляемая Team AROS, открыта и прозрачна для всех.

Будем надеяться, что такая финансовая стимуляция поможет привлечь больше разработчиков, готовых пожертвовать крупицей своего драгоценного времени и применить свои способности должным образом. Нет ничего более приятного, нежели чувство удовлетворения и осознания того, что ты только что сделал что-то важное, поделившись чем-то, что окажется полезным многим людям, к тому же, подкрепляемое "золотым песо" в кармане (у нас тоже такие люди есть! точно вам говорю. А может быть и вы? - п.п.).

AROS продолжает привлекать всё больше людей и это вселяет надежду в сердца её пользователей. Как бы оптимистично и наивно (качества, которыми, к сожалению, известны амижники) ни звучали мои слова, но я считаю, что AROS недалека от того, чтобы стать всеобщим и долговременным решением проблем Амиги. Вот если бы только заглянуть на несколько лет вперёд ...

Заключение

Наблюдая за AROS около 4 лет, я могу с уверенностью сказать, что эта воистину "альтернативная" операционная система прошла долгий и нелегкий путь.

Если вам не улыбнулась удача иметь астрономически дорогое амижное железо, равно "классику" или PPC, до сих пор единственным вашим шансом оставалась эмуляция. Такие пакеты, как AmiKit, AmigaSYS и уважаемый, но уже устаревший Amiga in a Box (AIAB) могут обеспечить такую потребность. Однако, новую жизнь в платформу Амига может вдохнуть лишь новая, современная операционная система для аппаратных платформ, доступных всем пользователям. Закрытая ОС и засекреченное оборудование в руках горстки мелких и вечно враждующих между собой фирм-спекулянтов являются верным путём к провалу, особенно в такой рыночной нише, что мы не раз наблюдали в прошедшие годы (не стреляйте в переводчика, он старается переводить всё как есть =) - п.п.).

Стоит напомнить самим себе, что изначальной целью было создание операционной системы, практически совместимой на уровне исходного кода с AmigaOS 3.1, крайне переносимую и свободно доступную. И эта цель, помимо воссоздания классической AmigaOS, включала ещё и доработку системы в ходе разработки, дабы дать сообществу ОС, которая была бы ещё лучше оригинала. Проект AROS в общем и целом, находится на грани достижения заданной цели, при этом уже имея сравнительно малое количество не решённых разработчиками задач. Не были забыты и улучшения, что нельзя не заметить. Сейчас AROS уже вполне пригодная для использования система. Ну, а завтра она удивит и вас!

И множество энтузиастов-амижников, и даже те, кто никогда не имел Amiga, вливаются в проект AROS день за днём. Люди стали разрабатывать совершенно новые приложения и портировать классические Amiga- и прочие программы с открытым кодом для AROS. Одни ставят их в ряд с известными именами, других же просто это забавляет. Многие желают поделиться своим временем и деньгами. Всё это здорово, поскольку пока сообщество живо, существует сила и поддержка, питающая корни будущей разработки AROS. Да-да, сообщество AROS живо и здорово, присоединяйтесь и ощутите сами.

Благодарности

Автор хочет выразить свою признательность и благодарность всем людям, потратившим своё время, чтобы предоставить все эти замечательные снимки экрана AROS, любезно разместив их в галерее сайта AROS-Exec и разрешив их использование в данной статье. Среди размещенных снимков обратите внимание на ники людей, предоставивших их. Отдельные благодарности 4pLaY, Allanon, d980, Kalamatee, m0ns00n, olivier, rinnan и многим другим участникам Team AROS.

Переводчик постарается быть как можно скромнее, и выражает благодарность автору статьи и упомянутым выше "тимаросовцам", редакции сайта OsNews.com за предоставленное разрешение на публикацию, Vinnny, Breeze, aGGreSSor`у и замечательному сайту AmiRUS.org.ru за предоставленное место для публикации, всем, кто заглядывает в наш русскоязычный AROS-форум, Mozilla Foundation и ABBYY - за Seamonkey и Lingvo, Machinae Supremacy - за то что не дали уснуть... И Вам, Читатель!

( Original story URL at http://www.osnews.com/story.php?news_id=15819 )

Оригинал статьи - Copyright OSNews.com 1997-2006. All Rights Reserved. OSNews and the OSNews logo are trademarks of OSNews.

Перевод Сергея Минеичева aka KeenEars. Для перепечатки перевода обязательно спросите разрешение у автора - keen at aros.org.
При перепечатке оригинала запросите разрешение у OSNews.com.